У каждого здания свой «саундрек» и свой вкус

03 мая 2017

Какие тайны хранят заброшенные здания Петербурга? Дворцы и особняки, заводы, жилые дома и общественные здания - зачастую эти строения не просто руины истории, а объекты, проникнутые семейными тайнами, мифологией, философией и духом прошедших времен. У каждого из «брошенных» зданий свой запах и своя атмосфера – в этом убежден историк, фотограф, член Русского географического общества Андрей Стрельников, который сквозь призму фотокамеры показывает обычному петербуржцу и неискушенному гостю города Северную столицу в другом непривычном для них ракурсе. Его работы позволяют почувствовать послевкусие покинутого, брошенного объекта, а также понять настроение локаций.

В апреле этого года «путешественник во времени» Андрей Стрельников представил экспозицию 70 своих лучших работ «Капсула времени» в музее-галерее современного искусства «Эрарта». Посетители фотовыставки могут увидеть здесь те здания, мимо которых они ходили, скорее всего, большую часть жизни: особняк Брусницыных на Кожевенной линии, особняки Веге на Октябрьской набережной и барона Штиглица на Английской набережной, Русский банк для внешней торговли, особняк Кушелева-Безбородко и другие известные дома Петербурга.

- Андрей, Вы известны не просто как фотограф, а скорее как путешественник по заброшенным монументальным зданиям Санкт-Петербурга. Расскажите, чем вызвано Ваше увлечение? Когда совершилось первое проникновение в заброшенное строение, и что это был за объект?

- Первый раз не забывается никогда! Мне удалось побывать в законсервированном особняке графа Кушелева-Безбородко, что на углу Гагаринской улицы и набережной Кутузова. Сейчас он отреставрирован, но тогда, в 2009 году это был настоящий «затерянный мир» в историческом центре Петербурга. Ты проходишь ворота, арку и попадаешь в старинный двор, заваленный прелыми листьями, подходишь к пирамидке, сложенной из брусчатки художниками группы «Речники». Кстати, их сквот долгое время располагался в помещениях дворца. Закрытый дом манил меня, и в 2011 году я, благодаря своим друзьям, смог попасть внутрь и немного поснимать для себя. Покрытые слоем пыли старинные интерьеры, красивый свет, и ощущение тайны вдохновили меня на поиски подобных локаций. Нечто подобное и смог в дальнейшем наблюдать в прекрасном особняке Штиглица на Английской набережной…

- Кем Вы себя считаете в первую очередь: историком, фотографом/художником, путешественником или может первооткрывателем?

- Все-таки, считаю себя больше тем человеком, который с помощью фотографии делится со зрителем своими эмоциями и впечатлениями от посещения заброшенных или же много лет закрытых для посещения мест. Моя задача - передать состояние и атмосферу. Историческое образование и опыт работы с источниками помогают мне искать и находить интереснейшие объекты.

- Что для Вас Петербург? Город, окутанный историями, тайнами и легендами, величайшими событиями, кровопролитными революциями, войнами, город культур и архитектуры или же это нечто большое для историка-фотографа?

- Для меня Петербург – это, в первую очередь, среда высокой эстетики. Он очень красив. Но это то, что мы видим на поверхности, то, что изначально. Копните немного глубже - и сразу же всплывают многочисленные смыслы и контексты, они причудливо пересекаются, начинается История…

- Далеко не многим удается попасть в старые исторические здания Петербурга. Они обладают атмосферой тайн, тишины и некой мистичности… Как вам удается увидеть то, что скрыто от глаз среднестатистического обывателя? Какие процедуры надо пройти, прежде, чем оказаться в заброшенном здании, которое может иногда представлять и опасность?

- Организация и процесс каждой съемки – это абсолютно индивидуальная история. Здесь нет универсального рецепта или четкого алгоритма последовательных действий. Этим и интересно. Ведь ты получаешь удовольствие не только от съемки, но и от поиска. Процесс здесь имеет значение.

- Случалось ли Вам наблюдать нечто необычное в этих строениях? Петербург – город мистический, многие здания окутаны легендами их обитателей. Быть может, на вашем пути встречались даже какие-нибудь фантомы?

- Ни разу. Есть люди, которым страшно находится в пустынном здании, я не из их числа. Хоть я и слышал разные легенды, но абсолютно не уверен в них. Даже известная история про зеркало графа Дракулы в особняке промышленников Брусницыных на поверку оказалась просто раскрученной фишкой одного из праздников середины нулевых.

- Ваше лучшее «путешествие» или какая экспедиция Вас впечатлила сильнее всего?

- Пожалуй, я назову особняк барона Штиглица на Английской набережной. Впервые оказавшись там в 2011 году, я был очень сильно впечатлен - уникальный объект. Настоящий дворец, тщательно охраняемый, и поэтому сохранивший свое убранство за более чем 25 лет консервации. То место где время измеряется перегоревшими лампочками. По залу дворца пущена временная система освещения, по сути - провода с патронами. Так вот у каждого патрона лежат по несколько покрытых пылью перегоревших ламп. Такие вот часы.

Из экспедиций, наверное, назову участие в экспедиции «Шумшу -2014», организованную Министерством обороны РФ при содействии РГО на остров Шумшу -  самый северный из Курильских островов.

- Самый любимый Вами архитектурный объект в Петербурге?

- Башня собора Петра и Павла в одноименной крепости, а конкретно - помещение под самым шпилем. Абсолютный Центр Города. Ты как будто паришь над Петербургом, удивительное ощущение праздника, высоты, радости, полета.

- Считаете ли Вы, что каждое здание обладает своей неповторимой атмосферой, духом и запахом? Какие чувства чаще всего вызывают у вас эти путешествия во времени?

- Уверен, что это так. Чувства всегда двойственные. Точнее – противоречивые. С одной стороны, как фотограф я радуюсь красивой натуре, а как гражданин я печалюсь, смотря на красивое, но все же разрушение. Для съемки таких локаций очень важно отсутствие лишних звуков и одиночество. Наверное, это попытка заглянуть внутрь себя. А часто это нужно чтобы почувствовать здание, его атмосферу. Для начала я просто хожу и невольно слушаю звук своих шагов, смотрю на то, где и как падает свет. Спешить некуда, начинается эмоциональная работа, голова и рациональное должно быть «отключено». Частенько получается так, что на объекте есть свой «саундтрек», хлопают окна от ветра, под крышей шумят птицы, и ты начинаешь жалеть, что рядом нет хорошего звукооператора, чтобы записать все это.

- Какие трудности Вы испытываете как фотограф? Есть ли у Вас свои «хитрости»?

- Трудностей не испытываю, опыт и навыки позволяют преодолевать сложности. Главное носить с собой хорошую камеру (желательно полнокадровую) с качественной оптикой под задачи конкретной съемки. Важно иметь под рукой штатив - без него на подобных локациях просто никак, ну  и спусковой трос.

- В какое время суток вы предпочитаете работать? Почему?

- Очень хороший вопрос. Каждое время года и суток имеет свои особенности по свету. Они влияют на характер съемки и ее результат. Не секрет что различное освещение придает одному и тому же месту разный характер, это сродни различным состояниям природы. Так и здесь, особенное настроение создаст красно-желтый косой зимний свет, жесткий солнечные лучи летнего полудня или мягкий рассеянный и очень внимательный к деталям свет пасмурного питерского дня. В данном случае результат определяется задачами съемки. Или хорошим случаем.

- Вы работаете в команде или предпочитаете погружаться в эпохальный мир в одиночестве?

- У меня есть два друга – Никита Мурузин и Михаил Макшанов, вместе с ними я стараюсь проводить вылазки в разные интересные места. Оказываясь на объекте, мы не мешаем друг другу, каждый снимает «свои» картинки.

- «Капсула времени» позволяет горожанам и туристам посмотреть на историю нашего города, прочувствовать атмосферу. Это взгляд сквозь призму покинутого брошенного пространства. Это Ваша первая официальная фотовыставка? Каковы Ваши впечатления от выставки? Удалось ли представить то, что Вы планировали?

- Если говорить о персональных выставках, то эта – четвертая, но пока самая масштабная. Предыдущая была в государственном музее «Царскосельская коллекция», она называлась «Спуск/Подъем» и была посвящена необычным питерским лестницам.

Что касается «Капсулы Времени, я думаю, что все удалось. Отмечу единодушие в выборе снимков, возникшее между мной и кураторами музея «Эрарта» - Павлом Маркайтисом и Ольгой Ищенко. Конечно же, каждому художнику хочется высказаться максимально полно, думаю, что 70 работ на выставке позволили мне сделать это. Мне очень понравилась идея кураторов сделать второй зал выставки темным и направленным светом словно «выхватить» из темноты работы. Как будто ты сам ходишь по пустынному и темному особняку…

- Где будет проходить Ваша следующая экспедиция?

- Сейчас, в рамках проекта «Свет Балтики», Ленинградское областное отделение Русского географического общества, при поддержке Управления навигации и океанографии МО РФ и Западного военного округа работает над изданием книги об отечественных маяках на Балтике и об истории маячной службы. Предстоят выезды в Калининградскую область и снова на мои любимые Внешние острова Финского залива. Думаю, что смогу привезти оттуда много интересного материала.

- Что стало с неформальным проектом «Точка»? Изначально идея кочующей по городу галереи была воспринята на «ура». Ждать ли нам появления подобной экспозиции в Санкт-Петербурге еще? Может, это будет также неожиданно, как и с экспозицией на Петроградской стороне?

- Особенность проекта «Точка» состояло в том, что он был по сути своей спонтанным. Это практически «партизанская» история, сродни уличному искусству. Ее задача - органично вписываться в городскую среду, а где то и дополнять ее, устранять возникающее у меня в некоторых городских пространствах ощущение недосказанности. Следующая «Точка» не за горами, есть свежий материал, он простой, но выразительный.

- Экспедиции в Финском заливе, проникновения в заброшенные строения, фабрики, церкви, поездки по Ленинградской области…Есть ли в планах покорить всю Россию?

- Чем больше ты путешествуешь по России, тем больше наша великая Родина покоряет тебя. Родная земля вдохновляет. Сначала ты понимаешь, насколько она огромна, красива, а потом ты понимаешь, что самое главное богатство это не золото, нефть или алмазы, а наш народ. Путешествия для меня это не просто фотографирование пейзажей или объектов, а знакомство с этой, «другой жизнью» и с людьми которые «ее живут». Такие как я – человеки из огромного города – существуют в своей реальности, зачастую и не подозревая о том, что есть сотни и тысячи других, «параллельных миров» объединенных в границах одной страны. Понимание своей страны, людей живущих в ней, их радостей и трудностей, наверное, и есть ключ к счастью.  Я искренне желаю тем, кто прочел этот материал преодолевать себя, выходить из зоны комфорта и стремиться открывать для себя заново нашу страну.