Инклюзивный выставочный проект «Прикосновение»

04 апреля, Среда
0

С 23 марта по 4 апреля 2018 в Центральном выставочном зале «Манеж» (Исаакиевская площадь, дом 1) пройдёт выставка «Прикосновение»

Совместный проект Музейно-выставочного объединения «Манеж» (Москва) и Центрального выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург) «Прикосновение» задуман как проект, демонстрирующий новый тип отношений между зрителями и произведениями искусства.

Постепенное преодоление устаревших представлений о норме и ненормальности тесно связано с их переосмыслением в художественной культуре ХХ века. Во многом именно на территории модернистского искусства, занятого постоянным развитием собственного языка, поиском новых форм, попытками изобрести практики, открывающие возможность для включения как можно более широкого круга людей, и возник тот тип гибкого, критического мышления, который способствовал принципиальному смещению акцента в трактовке понятия «инвалидность». Сегодня оно более не означает «неполноценность», но указывает на проблему материальных и социальных барьеров, с
которыми сталкивается человек с ограниченными возможностями.

Особенно интересны в этом свете примеры из области «неофициальной» советской культуры, возникшей как принципиальный ответ широких слоев отечественной интеллигенции на систему ограничений и запретов, существовавшую в публичной сфере тех времен. Феномены «неофициального» искусства и литературы, «самиздатовской» печати, независимых правозащитных групп в годы брежневского «застоя» развивались в тесной взаимосвязи. В их числе следует отметить и целый ряд самоорганизованных групп людей с инвалидностью («Инициативная группа защиты прав инвалидов СССР», «Прометей», «Искра», «Феникс»), стремившихся нарушить публичное молчание в отношении проблем людей с ограниченными возможностями здоровья.

Примеры сближения этих контекстов отчетливо обнаруживают себя в творчестве Вадима Сидура (1924-1986) — советского скульптора и художника, ветерана и инвалида Великой Отечественной войны, чьи работы представляют центральную часть экспозиции проекта. Именно он одним из первых в послевоенном отечественном искусстве активно обращается к теме инвалидности. И в качестве отклика на трагедию войны, искалечившей миллионы людей, включая его самого. И в
более широком смысле — создавая пластические решения, в которых реальный опыт физической и психологической травмы трансформируется в обобщенные образы исключения, невозможности, остракизма.

В диалог с работами Сидура вступают скульптуры ленинградских и петербургских авторов — как сверстников мастера, так и наших современников. Среди них представители старшего поколения: Александр Игнатьев, Любовь Холина, Лев Сморгон, произведения которых, свидетельствуют о преодолении академических канонов и поисках индивидуального пластического языка.

Более молодые Павел Игнатьев, Дмитрий Каминкер, Роберт Лотош, Александр Позин, Марина Спивак, Ирина Ярошевич, не только смело экспериментируют с формой, используя самые разнообразные материалы, но и вслед за Сидуром ищут неожиданные для скульптуры темы и сюжеты. Художники все более утверждаются в мысли, что для полноценного восприятия
скульптуры, помимо визуального, необходим и тактильный контакт. Марина Спивак говорит, что под своими работами она бы поместила таблички: «ТРОГАТЬ! ВСЁ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТРОГАТЬ!».

Общий массив экспозиции делится на четыре смысловых блока, которые образуют работы, созданные разными авторами, выполненные в различных техниках и материалах. Каждый из них посвящен осмыслению одного из универсальных регистров опыта человека. Галерея лиц и портретов — повествование о формах индивидуального познания другого. Группа одиночных фигур демонстрирует различные способы его (Другого) социальной идентификации: кто он в общепринятой социальной системе координат (пол, возраст, род деятельности), чем он занят, какие чувства испытывает? Групповые композиции открывают панораму различных типов человеческих взаимодействий. И, наконец, последний блок посвящен опытам рефлексии и
абстрактной переработки почерпнутых извне образов.

В рамках проекта эти базовые темы и смыслы призваны стать платформой для коллективного опыта, участниками которого смогут стать все люди без исключения и разделения по физическим или интеллектуальным признакам. Опыта, для которого произведение искусства не представляет собой раз и навсегда зафиксированный смысл, а выступает в качестве источника новых общественных ситуаций и равноправных связей. Экспозиция будет снабжена элементами доступности для людей с ограниченными возможностями и открыта для тактильного осмотра. В период работы выставки в сопровождении профессиональных медиаторов запланированы экскурсии для людей с разными формами инвалидности.

Своеобразным эпилогом к выставке стал дебютный концерт проекта «Открытый оркестр», который состоялся 19 января 2018 года в Манеже. Выступление симфонического оркестра Ленинградской области «Таврический» под управлением Михаила Голикова было организовано для незрячих и слабовидящих людей, а также — для людей с различными формами инвалидности. Хедлайнером вечера выступила пианистка Полина Осетинская.

Проект «Открытый оркестр» представляет слушателям уникальную возможность перехода от пассивного зрителя к активному участнику процесса. Во время концерта зрители находятся прямо внутри оркестра. Погружение в музыку происходит при минимальном освещении и на минимальной дистанции от исполнителей: так музыка становится практически тактильным
ощущением.

В период работы выставки «Прикосновение» запланированы экскурсии для людей с разными формами инвалидности в сопровождении профессиональных медиаторов, а также мастер-классы от фонда «Перспективы», лекции и другие мероприятия:

23 марта, 18:30 — кинопоказ фильма «Антон тут рядом»
Зоя Попова, исполнительный директор центра «Антон тут рядом», представит в Манеже документальный фильм 2012 года о молодом человеке с аутизмом. Режиссёр — Любовь Аркус. Вход свободный, необходима регистрация на Timepad.

26 марта, 17:00 — круглый стол «Инклюзия в культуре»
Круглый стол о том, как музеи, театры, медиа и город учатся — и учат — взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Участники: Сергей Карпов (редактор спецпроектов «Такие дела»), Ольга Гончарова (Русский музей, проект «Слышишь?»), Зоя Попова («Антон тут рядом»), Михаил Голиков («Открытый оркестр»), Ксения Диодорова (проект «Глубоко внутри»), Наталья Камолинкова (#блогернаколесах), Павел Пригара (ЦВЗ «Манеж»). Вход свободный, необходима регистрация.

3 апреля — «Открытый оркестр» (время уточняется)
Второй из цикла концертов, на которых зрители находятся прямо внутри оркестра. Выступление симфонического оркестра «Таврический» под управлением Михаила Голикова организовано для людей с различными формами инвалидности.

Для того, чтобы оставить отзыв, Вам необходимо авторизоваться
Аноним
Администратор visit-petersburg.ru
Показать еще

Похожие события