Выставка "Нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии из частных коллекций"

16 октября, Воскресенье
0

Впервые будут показаны произведения, которые десятилетиями хранились в частных собраниях и не демонстрировались ранее на выставках.

В Ротонде Зимнего дворца Государственного Эрмитажа в период с 23 июля по 16 октября вниманию посетителей будет представлена выставка Нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии из частных коллекций, организованная при поддержке Отделения стран СНГ Международного общества нэцкэ (International Netsuke Society).

Для экспозиции подобрано сто восемьдесят нэцкэ и несколько инрō XVII–XIX веков, предоставленных коллекционерами Москвы и Санкт-Петербурга. Впервые будут показаны произведения, которые десятилетиями хранились в частных собраниях и не демонстрировались ранее на выставках.

Искусство нэцкэ – уникальное явление культуры Японии, зародившееся и получившее распространение в эпоху Эдо (1603–1868). Из предметов сугубо утилитарных, служивших для крепления необходимых мелочей на поясе, нэцкэ в XVIII веке превратились в настоящие произведения искусства, украшавшие костюмы самураев и богатых горожан, а во второй половине XIX века покорившие сердца европейских коллекционеров. 

Нэцкэ (根 (нэ) – «корень»; 付 (цукэ) – «прикреплять») – миниатюрная скульптура со сквозным отверстием, через которое пропускали шелковый шнур и привязывали к нему любой другой предмет небольшого веса – сагэмоно («подвешенная вещь»). Как правило, это был кисет для табака, футляр для курительной трубки, коробочка для лекарств или личной печати (инро) – необходимые в повседневной жизни предметы, которые можно постоянно держать при себе, закрепив на тканевом поясе оби. Шнур пропускали за поясом так, чтобы сагэмоно оставалось ниже его края и было доступно, а нэцкэ – выше и, за счет формы и объема, цеплялось за пояс, не давая предмету соскользнуть.

Способ ношения предметов на поясе был заимствован из Китая в конце XVI века, но самые ранние сохранившиеся образцы нэцкэ относятся к XVII столетию. Во второй половине XIX века традиционная одежда постепенно вышла из употребления, необходимость в функциональных нэцкэ практически исчезла, но их производство получило неожиданный импульс, когда Японию стали посещать зарубежные дипломаты, торговцы и туристы, для которых миниатюрная скульптура с изображением чужих богов и героев стала воплощением экзотики и удобным компактным сувениром. Также она остается предметом коллекционирования среди любителей японской культуры на всех континентах.

  • Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая Площадь, 2
  • Телефон: +7 (812) 571-34-65
  • Сайт: http://www.hermitagemuseum.org/
Для того, чтобы оставить отзыв, Вам необходимо авторизоваться
Аноним
Администратор visit-petersburg.ru
Показать еще

Похожие события